При внедрении  в  работу различных инновационных технологий, одним из перспективных направлений деятельности с получателями социальных услуг стало проведение тематических социальных викторин. 

Соревнования по правилам и определение победителя – таковы пути возникновения викторин, интеллектуальных игр, турниров знатоков с единой сущностью: все это – специально организованные соревнования в эрудиции.

Социальные викторины - стали одной из форм социальной реабилитации получателей социальных услуг интерната.

Для более эффективного проведения викторин  и получения желаемых  результатов, было разработано Положение, которое  регламентировало  порядок организации и условия проведения данных мероприятий. 

Методический материал  подбирается с учётом возрастных  и физических особенностей  инвалидов  на каждом отделении. В викторину могут быть включены различные задания: интеллектуальные (ребусы, загадки), подвижные (найди пару, определи предмет на ощупь), творческие (раскрасить, приклеить).

Реабилитационная направленность викторин:

  • развивать воображение, память;
  • расширять познавательную сферу, кругозор, удовлетворение информационной потребности;
  • формировать логическое мышление, научить сдержанности, терпимости, повысить самооценку.

Задачи  социальных викторин:

  • организация досуга получателей социальных услуг через познавательную деятельность;
  • воспитание духа коллективизма;
  • снятие беспокойства и напряжения;
  • создание радостной, спокойной и творческой обстановки;
  • создание единого группового эмоционального настроя;
  • развитие интереса к обыгрываемой теме;
  • получение удовольствия от расширения своего кругозора, от умения воспользоваться своими знаниями и обогатиться знаниями других.

Каким бы ни было сильным желание выиграть, человек не должен играть не по правилам. Правила определяют не только содержание той ситуации, которая ограничена викториной, а и формируют поведение человека.

Формы игр, которые можно использовать в социальной викторине:

  • учебные; 
  • коммуникативные; 
  • наблюдательные; 
  • подвижные.

Викторины  могут различаться по месту проведения - за столом, на сцене, на открытом воздухе, в зале. Их также делят на: интеллектуальные, спортивные и творческие.

Правила викторин отвечают ряду требований:

  • Правила должны быть просты.
  • Участники должны быть не подготовлены.
  • Должны быть вовлечены все участники.

Викторина  должна быть  доступна для всех предполагаемых участников, задания, содержащиеся  в  викторине, одинаковыми  или  равными по содержанию  и сложности для всех.

Обязательный элемент соревновательных викторин - судья или жюри, в обязанность которых входит следить за соблюдением правил и, если это предусмотрено, оценивать проведение викторины и определять победителя. Оценка результата  должна  быть предельно объективной.

Ещё одним элементом викторин являются награды победителям. Здесь есть несколько моментов, которые следует учитывать:
Во-первых, приз должен соответствовать уровню и сложности викторины.
Во-вторых, не следует вручать призы всем только за их участие. Вариант вручения призов всем участникам игры возможен, но при этом основной приз должен оставаться основным, а остальные носить характер утешительных и отличаться от главного.

Трудностями  при подготовке к  проведению  викторин может стать дифференцированный  подбор наглядного методического материала (исходя из физического и психического состояния участников),  а также  временные рамки,   установленные  режимными  моментами на каждом отделении.

Положительные стороны в проведении викторин:

  • Активное участие постоянных и  вновь поступивших получателей социальных услуг;
  • Массовость, призовой фонд, помощь в методическом материале

Социальные викторины создают в коллективе атмосферу сотрудничества, доверия между получателями социальных услуг, выявляют личностные качества человека играющего - ловкость, находчивость, решительность, настойчивость, коммуникабельность, честность.