Музыкотерапия – это лечебное воздействие через восприятие музыки, она представляет собой совокупность приемов и методов, направленных на расширение и обогащение спектра, доступных клиенту переживаний и формирование такого мировоззрения, которое помогает воздействовать на все струны душевной и физической жизни клиента и быть счастливым.

Музыка воздействует на физическую, эмоциональную и интеллектуальную сферы организма, влияет на чувства и настроение   инвалидов, ослабляя негативные переживания, успокаивая эмоциональное состояние и наполняя его новыми радостными переживаниями.

Клиенты  психоневрологического интерната  – это в основном люди, у которых вследствие врожденной недостаточности или приобретенного органического поражения сенсорных органов опорно-двигательного аппарата или центральной нервной системы развитие отклоняется от нормы. В процессе занятий музыкой, у таких людей активизируется мышление, формируется целенаправленная деятельность, устойчивость внимания.

Различными видами музыкального творчества  с клиентами, уже много лет в интернате занимается  культорганизатор  Юркевич Т.В.,  которая своим примером, активностью и энтузиазмом, поддерживает у клиентов  активное желание заниматься пением и играть на музыкальных инструментах.

Цели проводимых занятий:

  • развивать творческие способности клиентов; 
  • побуждать активный интерес к музыкальному творчеству; 
  • знакомить инвалидов с разнообразными видами и формами музыкотерапии.

Поставленные для выполнения задачи:

  • развивать чувство коллективизма;
  • создать атмосферу ответственности друг за друга;
  • поддерживать формы поведения, связанные с организованностью, настойчивостью, ответственностью;
  • развивать музыкальный вкус клиентов, высказывать свои впечатления, создавать условия для самопознания, самореализации;
  • поддерживать у клиентов инициативу, самостоятельность к творчеству, стремление к достижению результата;
  • научить преодолевать одиночество, применять в самостоятельной музыкальной деятельности умения и навыки, приобретенные на занятиях.

Активная музыкотерапия включает в себя вокалотерапию и инструментальную музыкотерапию, при этом предполагается активное включение клиентов в процесс музыкального творчества.

Вокалотерапия – это свойство голоса выражать чувства и эмоции. Исполнение песен дает клиентам осуществить опыт ролевого перенесения в образ иного эмоционального содержания, и, находясь в нем, пережить те чувства и мысли, которые в силу их заболевания были недоступны. Исполнение песен как бы поднимает клиента над самим собой, подготавливает позитивные тенденции его завтрашних изменений.

В содержание занятий включается исполнение песен жизнеутверждающего характера, которые оказывают положительное воздействие на мироощущение наших клиентов.

В рамках групповой  вокалотерапии   в  интернате существует   два певческих  ансамбля:  вокальный ансамбль «Новый век»,  который становился неоднократным призёром  городских  и областных  фестивалей  творчества  и   молодой ансамбль  «Вологжаночки». Также  с клиентами практикуется и  индивидуальная вокалотерапия, то есть сольное пение.

 

Главная цель вокалотерапии – сформировать у клиентов принципы отношения к окружающей жизни, гармонизации его внутреннего мира, стойкости при неудачах, защиту от негативных мыслей, умение радоваться жизни.

Инструментальная музыкотерапия

Активное участие в музыкотерапии даёт человеку возможность выразить себя, свое непосредственное эмоциональное состояние и игрой на музыкальных инструментах. Такие творческие занятия приводит к разрешению внутренних конфликтов, к стабилизации психоэмоционального состояния инвалида.

Игра на музыкальных инструментах

В работе с клиентами применяются музыкальные инструменты, выполненные на основе народных (трещотки, бубны, барабан, деревянные ложки), ксилофон, маракасы.
В интернате относительно недавно, из числа клиентов отделений милосердия был создан оркестр народных инструментов «Звёздочки», который творчески развивается и активно участвует во всех мероприятиях и концертах проводимых в учреждении.

 

 

Игра на музыкальных инструментах помогает развивать чувство ритма, развивает волю, воображение, чувство коллективизма.

Творчество  в любом его проявлении, будь то пение или игра на музыкальном инструменте, является   эффективным образовательным и реабилитационным средством, обеспечивающим развитие разнообразных жизненно важных познавательных навыков и умений, повышение уровня самооценки личности, творческое самовыражение, развитие навыков общения, формирование активной жизненной позиции. 

Искусство, в том числе  и музыкальное, способно сделать жизнь людей с ограниченными возможностями богатой и содержательной.