Одной из основных целей социальной работы в Вологодском психоневрологическом интернате №1 является создание условий для продления активного долголетия, улучшение качества жизни получателей социальных услуг. Поэтому необходимо пропагандировать и оказывать содействие в сохранении позитивно-мобильного образа жизни. Из многообразия предложенных методик, мы остановились на организации системы работы по изотерапии.

Актуальность выбранной темы состоит  в том, что рисование широко используют в терапевтических и психокоррекционных целях, например, для снятия  стрессовых состояний, при психологической коррекции неврозов  и  страхов. Человек, у которого есть увлечение, лучше себя чувствует и реже болеет. Занятость творчеством   используется не только для мобилизации творческого потенциала клиентов, но и для сохранения их психического здоровья.

На каждом из  3-х отделений  милосердия  сформированы  группы  инвалидов (от 10 до 35 человек)  для занятий различными видами изобразительного творчества. 

В результате разнообразных творческих занятий создаются продукты изобразительной деятельности – рисунки, иллюстрации, картинки с пластилиновыми изображениями, аппликации,  которые затем оформляются в  красочные  выставки.

Основная цель занятий:

Обеспечение занятости  в свободное время, через активизацию жизненных сил получателей социальных услуг, направленных на формирование устойчивого интереса, содействие развитию инициативы, фантазии и творчества  в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, через различные виды изобразительной деятельности.

В основе разработки и реализации занятий в рамках творческого направления лежат следующие задачи:

  1. Развивать творчество получателей социальных услуг в процессе создания образов, используя различные изобразительные материалы и техники.
  2. Осуществлять эстетическое развитие подопечных средствами изобразительного искусства.
  3. Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.
  4. Развивать воображение получателей социальных услуг, поддерживая проявления фантазии, смелости в изложении собственных замыслов.
  5. Стимулировать и поощрять желание выполнять творческие задания, дополняя выразительными деталями.
  6. Дать возможность понять  преимущества, особенности изобразительной деятельности, почувствовать радость творчества и эстетического наслаждения.

Структура занятий по изотерапии

Вводная часть

1. Приветствие – создание атмосферы доверия, позитивный настрой на творчество.
2. Разминка –  мотивирование клиентов на продуктивную групповую (индивидуальную) деятельность.

Основная часть

Развитие и восстановление функций мелкой моторики, формирование и восполнение социальных навыков. В психотерапевтических целях во время рисования и других видов продуктивной деятельности, необходимо акцентировать внимание клиентов на ощущениях чувствах, настроении.

Заключительная часть

Обсуждение, подведение итогов, закрепление нового опыта и положительных эмоций от занятия, повышение самооценки, собственной значимости и уверенности в себе. Анализ рисунков.  Выставка   рисунков.
Следует отметить, что  заключительный  этап является не менее важным, чем основной, т.к. наибольший эффект оказывает процесс проговаривания своих чувств, эмоций и нового опыта.


Изобразительная деятельность –  деятельность, направленная на передачу образа объекта в рисунке или в фигуре.

Она формирует такие важные качества личности, как:

  • активность,
  • самостоятельность,
  • инициативность,
  • целеустремленность.

Кроме того, изотворчество способствует поднятию общего жизненного тонуса.

Занятия изобразительным  искусством при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, развитию социальных навыков.

Благотворное влияние искусства на жизнь и здоровье людей известно давно. Психотерапевтические и развивающие функции искусства заключаются в самой его природе. Произведение искусства способно вселять надежду и укреплять уверенность в себе, будить творческий потенциал человека.

Увлечение изобразительной деятельностью способствует самовыражению,

установлению позитивного мировосприятия.