Информированность для инвалида, в силу различных заболеваний ограниченного в свободе коммуникации, означает социальную реабилитацию и интеграцию, полноценные образование и профессиональную деятельность, активное участие в жизни общества. 

Освоение компьютера должно рассматриваться как процесс формирования способов и средств организации своей деятельности. Инвалида нужно учить не только общению с компьютером, а прежде всего со своим внутренним миром, нашедшим отражение в компьютере, и задача состоит в том, чтобы максимально полно познакомить людей с их собственными возможностями к творческой самоактуализации.
Деятельность, по обучению людей с ограниченными возможностями здоровья, должна заключаться в формировании именно практических навыков в работе с компьютером, используя различные коммерческие программные продукты, но это не значит, что теоретический материал как основу знаний об информационных процессах можно не изучать. Теоретические знания должны базироваться на конкретных жизненных примерах, близких и понятных инвалидам.

Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, осуществлять индивидуализацию обучения, объективно и своевременно проводить контроль и подведение итогов. Развивающий эффект зависит от дизайна программы, доступности ее для обучающегося, соответствия уровню его интеллектуального развития и интересу. Компьютерные технологии позволяют ставить и помогают решать инвалиду познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность и ведущую деятельность – игру.
Компьютерные игры устроены так, что процесс их освоения побуждает обучающегося заниматься исследовательской деятельностью, совершенно не замечая этого: пробовать, получать информацию, уточнять, делать выводы, корректировать свои действия в соответствии с текущей ситуацией.
Активное применение компьютеров во время занятий, создает эмоциональный настрой, что в свою очередь, положительно сказывается на развитии. При этом компьютер вследствие строгости действия загружаемых в него программ постоянно предъявляет к работающему с ним человеку достаточно жесткие требования, без соблюдения которых работа не будет реализована. В этом случае компьютер играет роль весьма серьезного дисциплинирующего фактора в общей схеме обучающего процесса.

В основе освоения инвалидами компьютерных технологий, лежит не только хорошая образовательная и развивающая подготовка, но и формирование личности, способной к самосовершенствованию, умеющей найти достойное применение своему творческому потенциалу и адаптации в окружающем мире.

В Вологодском психоневрологическом интернате №1 с 2013 года осуществляется практическая деятельность клиентов по освоению развивающих и игровых компьютерных программ, поскольку в современных условиях, информационные технологии имеют для любого человека немаловажное значение.

Подобные занятия стали местом, где инвалиды могли не только получать новые знания, но и отдыхать, общаться, обмениваться информацией и опытом и ко всему этому заниматься тем, чем им интересно, причем это могут быть виды деятельности и творчества не только непосредственно связанные с компьютерами, но и с другими областями знаний, дабы расширять общий кругозор.

В результате занятий и тщательного изучения особых потребностей инвалидов с нарушениями умственного развития, была разработана и оформлена программа «Практическое освоение игровых компьютерных программ».

Направленность программы: практическая деятельность лиц с ограниченными возможностями здоровья с использованием современных средств вычислительной техники и программного обеспечения.


 Цели программы:

1. Формирование представлений об информации как сведениях, об окружающем мире. 
2. Обучение пользовательским навыкам при работе на компьютере.
3. Знакомство с основными информационными процессами в виде компьютерной игры.


 Задачи:

1. Способствовать активизации познавательной деятельности с использованием электронных развивающих ресурсов.
2. Формировать стремление к расширению общего кругозора в сфере компьютерных технологий.
3. Формировать навыки речевого общения и грамотной речи в процессе занятий.


 В результате реализации программы:

1. Участники группы узнают: 

• название и назначение основных устройств компьютера;
• правила техники безопасности труда при работе на компьютере;

2. Участники группы осваивают: 

• основные сведения о типах и назначении используемых в информационных системах технических средств;
• различные типы прикладных программных средств, приемы работы с ними и области их применения;
• начало и завершение работы на компьютере, с использованием при этом клавиатуры, курсора и мыши;
• области применения компьютерных технологий в отраслях человеческой жизнедеятельности и могут объяснить роль компьютерной грамотности и информационной культуры;

3. Участники группы учатся: 

• пользоваться аппаратными средствами (принтером, системным блоком, дисплеем, клавиатурой, мышью и т.д.);
• использовать операционные системы современных компьютеров для управления данными и обеспечения работы развивающих и игровых программ.


Приобщение к информационной культуре – это не только овладение компьютерной грамотностью, но и приобретение этической, эстетической и интеллектуальной чуткости. То, что инвалиды, имеющие значительный интеллектуальный дефект, могут с завидной легкостью овладевать способами работы с различными электронными, компьютерными новинками, не вызывает сомнений; при этом важно, чтобы они не попали в зависимость от компьютера, а ценили и стремились к живому, эмоциональному человеческому общению.