Скачать


Журнал «Работник социальной службы» №11 2013 с. 11-18


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ
«ТЕРАПИЯ ВОСПОМИНАНИЯМИ» В ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКОМ ИНТЕРНАТЕ

Н.А. Гребнева
Заместитель директора по социальной работе автономного учреждения
социального обслуживания Вологодской области 
«Вологодский психоневрологический интернат №1»

Молодые люди мечтают.
Старики вспоминают.
Луи Арагон

Автономное учреждение социального обслуживания Вологодской области «Вологодский психоневрологический интернат №1» расположено в областном центре - городе Вологде.

Учреждение функционирует с 1954 года, ранее это был дом инвалидов общего типа. С 1982 года учреждение перепрофилировано в психоневрологический интернат. В нём проживают 410 инвалидов с психическими заболеваниями старше 18 лет.

Основной задачей в работе специалистов учреждения является обеспечение высокого качества жизни клиентов интерната, а значит,  создание атмосферы заботы и внимания.

Во время одной из стажировок в Германии в 2012 году немецкие коллеги поделились с нами опытом работы по применению технологии «терапия воспоминаниями» в работе с пожилыми и престарелыми людьми  с психическими заболеваниями. Смысл её заключается в том, что, рассказывая о своём жизненном пути, клиент с помощью специальных приёмов, используемых сотрудником, выделяет самые светлые и радостные эпизоды своего детства и юности. Данные повествования сопровождаются просмотром личных фотографий и открыток, далее информация оформляется в виде иллюстрированной книжки, фотоальбома с комментариями, дневника и др. Таким образом, формируется сборник воспоминаний. Клиент даёт название своему автобиографическому сборнику: например, «Мечтала стать художником…», «Я на маму похожа»,  «Хорошие были времена…», «Как  люблю я лес!», «Хорошая, ласковая, трудолюбивая…», «Оставайся в душе молодой!», «Папа научил меня вязать», «Мои любимые берёзы!»

Виктор Астафьев в одном из своих произведений писал, что воспоминания  обогащают человека, и «счастлив тот, кому есть, что вспомнить хорошее».

Как показывает опыт работы Вологодского психоневрологического  интерната №1, в практической деятельности учреждения с целью создания условий для повышения адаптивного потенциала людей пожилого и престарелого возраста  уже используются некоторые элементы технологии.

К примеру, воспоминания клиентов учреждения о детстве и юности также обобщаются в виде иллюстрированных автобиографических сборников. За три года выпущены более 120 сборников.

Вместе с тем, изучение методики работы с технологией «терапия воспоминаниями» способствовало повышению профессионализма специалистов, осознанию необходимости и значимости проводимой работы с клиентами,  повышению качества в предоставлении социально – психологических  услуг.

В учреждении 190 женщин пожилого и престарелого возраста, в работе с которыми и применяется технология «терапия воспоминаниями», в том числе:

  • старше 55 лет – 138 человек;
  • старше 75 лет – 47 человек;
  • старше 90 лет – 5 человек.

Данная технология применяется по отношению к клиентам отделений милосердия и геронтопсихиатрического отделения, способных к вербальному общению.

Применение технологии «терапия воспоминаниями» предполагает:

- проведение комплекса мероприятий, обеспечивающих инвалидам с психопатологией, возможность достичь общественно полезной социальной активности;

- культивирование в обществе уважительного отношения к пожилым, престарелым людям -  инвалидам;

-  создание  условий  для повышения адаптивного потенциала пожилых и престарелых людей в обществе;

- способствование снижению до минимума негативных последствий утраты прежнего «социального лица» клиентами учреждения.

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

1) оформить автобиографические сборники – иллюстрированные книги о детстве и юности клиентов учреждения;

2)  предоставить возможность рассказать о себе и своём жизненном пути пожилым и престарелым людям перед различной аудиторией: клиентами – соседями по комнате, клиентами своего отделения, клиентами других отделений, приглашёнными людьми – волонтёры, благотворители, представители общественных организаций;

3) провести выездные мероприятия с просмотром художественных фильмов, чтением любимых книг, связанных с детскими воспоминаниями участников;

4) организовать встречи с заинтересованными людьми по обмену опытом.

Ожидаемый результат работы предполагает, что использование технологии «терапия воспоминаниями» эмоционально восполнит жизнь пожилого  человека, повысит самооценку клиента, будет способствовать мобилизации его внутренних ресурсов, удовлетворению потребности в признании и уважении. Особенно ее применение эффективно в работе с женщинами, которые в силу своих психологических особенностей тревожны, замкнуты в общении, имеют низкую самооценку.

Благодаря применению  технологии «терапия воспоминаниями» в учреждении заметно улучшилось эмоциональное состояние клиентов. Проживающие легче и быстрей контактируют с окружающими, им нравится рассказывать о себе, своей жизни. Во время бесед они улыбчивы, доброжелательны и приветливы.

В свою очередь, когда клиент делится своими воспоминаниями, персоналу удаётся узнать особенности личности, характера каждого клиента, и это помогает в повседневной работе. Воспоминания способствуют эмоциональному и интеллектуальному комфорту пожилых и престарелых людей, спасая их от чувства одиночества.  В подтверждение приведу несколько отзывов клиентов:

«Судьба подарила счастливые моменты.., мне приятно вспомнить себя молодой…», - Анна Фадеевна Е., участница Великой Отечественной войны;

«Жизнь прошла – просто красота…», - Евстолия Анатольевна С.;

 «Спасибо Вам, как - будто я в детстве побывала», - благодарит за возможность высказаться Евгения Владимировна М.

И таких примеров очень много. Технология «терапия воспоминаниями» становится популярной среди людей пожилого и престарелого возраста, которые в силу жизненных обстоятельств стали инвалидами и оказались на склоне лет в интернате.

Технология «терапия воспоминаниями» предполагает использование индивидуальных и групповых форм работы. К индивидуальным формам относятся беседы – это наиболее распространённый метод работы, интервью, видеосъёмка, просмотр и комментирование фотоальбомов. К групповым формам относятся публичные выступления, группы поддержки, встречи за круглым столом, экскурсии, культпоходы, литературные часы. Для маломобильных клиентов используются только индивидуальные формы терапии  воспоминаниями.

Начиная с 2011 года, коллектив Вологодского психоневрологического  интерната №1 большое внимание уделяет социализации инвалидов:  активно сотрудничает с кинотеатром, городской библиотекой, музеями, которые проводят культурные мероприятия за пределами интерната, оказывая социальные услуги безвозмездно. В течение года организуются культпоходы на просмотр старых кинофильмов,  литературные часы в библиотеке, посещение выставочных экспозиций в музеях города. Более 75 мероприятий проведены за период работы, в каждом из них приняли участие от 10 до 48 человек.

Важно заметить, что посещение таких мероприятий нашими подопечными вызывает у них ностальгические воспоминания, которые улучшают эмоциональное состояние каждого.

При организации индивидуальной работы с клиентом важно помнить, что в основе технологии «терапия воспоминаниями» - биографический метод. Поэтому рекомендуемыми вопросами при беседе с пожилыми и престарелыми людьми  являются вопросы «Когда и где Вы родились?» или «Откуда Вы родом?», «Помните ли своё детство: своих родителей, себя, своих братьев и сестёр?»,  «Посещали Вы детский сад?», «Кто Вас воспитывал?», «Знали Вы родителей своей матери, своего отца?», «Ходили ли Вы в школу?»,  «Сколько классов закончили?»,  «Помните ли своих учителей?»,  «Какие предметы у Вас были любимыми?» и др. В ходе беседы пожилые и престарелые люди вспоминают не только родных и близких людей, но и тех, кто значим для них, кто сыграл какую – либо роль в жизни клиента, а также окружающий мир, природу, свои умения, навыки, увлечения.

Для индивидуальной работы по технологии «терапия воспоминаниями» необходимы уединённое, уютное помещение, комфортное для участника и наличие свободного от режимных моментов (завтрака, обеда, ужина, процедур и др.) времени. О встрече  следует заранее договориться, обсудив место, день и время. Во время беседы уточняется, какая информация может быть использована для составления автобиографического сборника, а что должно остаться конфиденциальным. Эта договорённость строго соблюдается. Воспоминания, содержащие факты, проверяются документально. Информация, носящая эмоциональный характер, доверительно принимается специалистом и включается с разрешения клиента в сборник.

Умение правильно общаться с клиентами психоневрологического интерната является одним из трудных моментов. Ведь кроме профессиональных знаний, необходимо соблюдать культуру общения, выдержку, терпение, невозможно и без личностных качеств -  доброты и милосердия.  В достижении поставленных целей коллективу учреждения помогает соблюдение этических норм поведения и  следующих правил:

  1. Общение с клиентами должно быть ровным, спокойным, уважительным и приветливым.
  2. Недопустимо как сухое, официальное общение, так и фамильярный тон.
  3. Должны быть исключены грубость, резкость с клиентами, так и кокетство, флирт.
  4. Персонал должен знать имя, отчество и фамилию клиента.
  5. Обращение на «Вы» - залог успеха.
  6. Ни на минуту не забывая, что перед Вами больной человек, беседуйте с ним как со здоровым человеком.
  7. Недопустимо грубое командование клиентами, в тоже время иногда надо проявить твёрдость.
  8. Умейте помолчать, это даёт возможность понаблюдать за клиентом.
  9. Будьте внимательны, дайте почувствовать клиенту интерес к его воспоминаниям.
  10. Не подходите предвзято к образу жизни клиента, старайтесь его понять.
  11. Умейте терпеливо выслушивать любую информацию клиентов, не осуждая и не высмеивая.
  12. Нельзя обижаться на клиентов: следует помнить, что их поведение обусловлено болезнью.
  13. Никогда не следует обманывать клиентов, давать им несбыточные обещания – это приведёт к полной утрате доверия с их стороны.
  14. Не следует бояться клиентов, если они это заметят, то их это обидит или разозлит.
  15. Нельзя проявлять беспечность, ослаблять бдительность.
  16. Каждый клиент нуждается в индивидуальном подходе.
  17. Учитывайте возраст клиента, его культурный уровень, характер переживаний, тяжесть состояния.
  18. У персонала не должно быть любимчиков и врагов.
  19. Умейте суммировать и анализировать информацию, тогда Вы получите результат от общения.

Практика работы показала, что разговор с клиентом лучше начинать с предложений: «Давайте поговорим», «Расскажите о своём детстве». Такое начало позволяет клиенту понять, что Вы настроены на разговор с равным собеседником. Необходимо помнить, что доверительные  отношения помогут уберечь от эмоциональных вспышек клиента.  

Общаться с клиентом необходимо при помощи коротких предложений. По мнению специалистов, слов в предложении не должно быть больше пяти, так как объём внимания у клиентов с психическим заболеванием не превышает пяти единиц.

Несколько важных советов при общении с клиентами, имеющими психические заболевания, дают специалисты учреждения:

  1. Будьте открытыми к общению. Инвалид должен знать, что может поговорить с Вами абсолютно на любую тему.
  2. Владейте информацией.
  3. Не навязывайте свое мнение.
  4. Умейте слушать.
  5. Будьте примером. Помните, что Ваши фразы и выражения, жесты, мимика и в целом поведение копируются.
  6. Возьмите инициативу в свои руки.
  7. Используйте приёмы: уточняющие вопросы, пара фраз и т.д.

Перед публикацией автобиографического сборника воспоминания в обязательном порядке зачитываются и обсуждаются с клиентом. Поэтому  фиксироваться они должны дословно. С этой целью используется приём скорозаписи или с разрешения клиента - диктофон. Участнику «терапии воспоминаниями» очень важно получить «зеркально» те слова и фразы, которые он произносил сам. Это имеет психотерапевтический эффект: в таком случае информация принимается клиентом, становится значимой.

В ходе проводимой работы специалист учреждения составляет социально – психологический портрет клиента, содержание которого является важной информацией при продолжении реабилитационной работы с клиентом.

 

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ

ФИО:__________
ВОЗРАСТ:__________
ОБРАЗОВАНИЕ:__________
ПРОФЕССИЯ:__________
МЕСТО РОЖДЕНИЯ:__________
МЕСТО ПРОЖИВАНИЯ:__________
СОЦИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ:__________
МАТЕРИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ:__________
КУЛЬТУРНЫЙ УРОВЕНЬ:__________
СЕМЕЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ:__________
СВЕДЕНИЯ О РОДСТВЕННИКАХ:__________
ОТНОШЕНИЯ С ЧЛЕНАМИ СЕМЬИ:__________
СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ:__________
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ:__________
ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ:__________
СТЕПЕНЬ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМОЦИЙ:__________
УМЕНИЕ СФОРМУЛИРОВАТЬ ПРОБЛЕМУ:__________
ОПЫТ РАЗРЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ:__________
ПРЕДШЕСТВУЮЩИЕ БЕСЕДЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ И ПЕРЕЖИВАНИЯ:__________
ОРГАНИЗАЦИЯ СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ:__________
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ:__________
ВЫВОДЫ, РЕКОМЕНДАЦИИ:__________

В учреждении в системе проводится работа по повышению профессиональной подготовки специалистов. Особое внимание уделяется знакомству с новыми технологиями социальной работы,  получению знаний об особенностях общения с психически больными людьми, что помогает специалистам чувствовать себя уверенно и быть  подготовленными для оказания квалифицированной социально-психологической помощи.

Сотрудники Вологодского психоневрологического интерната №1 делятся опытом работы с коллегами из других учреждений социального обслуживания. Кроме того, специалисты учреждения, являясь наставниками добровольных помощников психоневрологического интерната, помогают осваивать молодым специалистам технологию «терапия воспоминаниями» на практических занятиях. Добровольцы беседуют с клиентами во время прогулок, рассказывают о себе, побуждая пожилых людей делиться своими воспоминаниями.

К волонтёрской деятельности привлекаются и сами клиенты, к сожалению, их единицы, потому что большинство людей пожилого и престарелого возраста утратили способность к самостоятельному передвижению и нуждаются в постоянном уходе и заботе. В пределах комнаты клиенты, вдохновлённые примером персонала, начинают интересоваться воспоминаниями друг друга о детстве и юности.

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что биографический метод работы, являющийся основным в описываемой технологии, на протяжении всей истории учреждения использовался в работе с пожилыми и престарелыми людьми. Сейчас технология «терапия воспоминаниями» благодаря изучению опыта работы других учреждений, зарубежного опыта, усовершенствована в наших условиях, успешно отработана и эффективно применяется в реабилитационном процессе клиентов учреждения, способствуя развитию социальной активности клиентов, улучшению их эмоционального состояния.