Журнал "Социальное обслуживание" 12/2017 года стр. 51-58

 

    

 

ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННЫХ СТАЦИОНАРОЗАМЕЩАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКОМ ИНТЕРНАТЕ

 

М.А.Пашичева

Директор автономного учреждения социального обслуживания Вологодской области «Вологодский психоневрологический интернат №1»

И.А. Петранцова

Заместитель директора, кандидат педагогических наук

 А.Н.Карачева

Методист, магистрант Вологодского государственного университета

    Проектирование в социальном обслуживании представляет собой выбор содержаний и технологий, использование которых в процессе реализации должно способствовать достижению поставленной цели (улучшению социального положения получателей социальных услуг). Термин «проектирование» происходит от лат. «projectus» — «брошенный вперед» процесс создания прообраза предполагаемого объекта, состояния, специфическая деятельность, результатом которой является научно-теоретически и практически обоснованное определение вариантов прогнозируемого и планового развития новых процессов и явлений.

        Проектирование — это одновременно и составная часть процесса управления, позволяющая обеспечить осуществление регулируемости и результативности социального обслуживания, опирающаяся на принципы: принцип саморазвития, принцип мотивационного обеспечения, опоры на прогноз, принцип технологичности, принцип использования предшествующего опыта. Проектирование социальных процессов направлено на внесение изменений в социальную среду человека, оно задает дифференциальные тенденции, которые способствуют последующей эффективной реализации проекта [1]. Как показывает практика, принцип саморазвития проектируемых технологий, процессов, ситуаций означает создание их динамичными, гибкими, способными по ходу реализации к изменениям. Создать очень точный проект в социальной сфере практически невозможно. Принцип мотивационного обеспечения реализации проекта предполагает положительное, заинтересованное отношение участников к осуществляемому проекту, а значит, при проектировании учитываются актуальные интересы получателей социальных услуг и специалистов, возможность формирования этих интересов.

      Опора на прогноз (предвидение), как правило, базируется на анализе данных о получателях социальных услуг и их отношениях, других данных о факторах, влияющих на результативность социального обслуживания. Однако в прогнозировании деятельности специалистов большое значение имеет не только анализ, но и интуиция, основой которой является опыт деятельности и способность предчувствовать последствия реализации профессиональных действий. Принцип технологичности проекта позволяет определить алгоритм действий специалистов, который обеспечивает решение актуальных задач конкретного проекта. Овладение проектированием помогает специалистам не только использовать новые технологии, но и создавать свои, новаторские. Принцип опоры при проектировании на опыт предполагает учет того, что любая проблема в какой-то степени уже решалась на практике и опыт её позитивного решения позволяет решать новые задачи. Реализация принципов обеспечивает реалистичность и результативность процесса проектирования технологий, процессов, ситуаций.

    Все этапы проектирования основаны на принятии определенных управленческих решений в учреждении, начиная с выбора группы квалифицированных, инициативных специалистов, которые станут организаторами проектной деятельности, выявление актуальных проблем и задач, на решение которых направлено проектирование, непосредственного проектирования, защиты проекта и его реализации. Анализ и рефлексия по окончании проекта являются одним из условий дальнейшего успешного проектирования.

 К условиям эффективного проектирования также непосредственно относятся целенаправленность, направленность на решение конкретных целей и задач; ориентация на интересы и потребности получателей социальных услуг, на их социальную адаптацию; совместное творчество руководства, специалистов учреждения. К условиям эффективного проектирования также относят объектно-субъектную роль получателей социальных услуг при выборе ими социальных услуг различных форм, видов деятельности; учет предыдущего опыта; потенциал социального окружения; сложившиеся позитивные традиции; реальность выполнения[2].

    Процесс проектирования дает возможность формирования грамотного командного управления деятельностью в учреждении, решения актуальных задач в данный момент и видения их решения в близкой перспективе, формирования творческой среды специалистов и благоприятной социальной среды для получателей социальных услуг, необходимости вовлечения в процессы разнообразных специалистов, студентов-волонтеров. Таким образом, проектирование оказывает влияние еще и на формирование благоприятной окружающей среды вокруг учреждения.

  В современном обществе процесс технологизации, проектирования социальной сферы затронул многие стационарные организации социального обслуживания. Автономное учреждение социального обслуживания Вологодской области «Вологодский психоневрологический интернат №1» – учреждение стационарного социального обслуживания, предназначенное для граждан пожилого возраста (женщин, достигших возраста 55 лет; женщин, достигших возраста 18 лет (инвалидов 1, 2 группы); мужчин, достигших возраста 18 лет (инвалидов 1, 2 группы), переведённых в Учреждение из детских домов-интернатов для умственно отсталых детей по достижению совершеннолетия, страдающих хроническими психическими заболеваниями и признанными нуждающимися в социальном обслуживании. Дата основания Учреждения - 12 октября 1954, как учреждение психоневрологического профиля действует с 1 июля 1982 года. На 1 ноября 2017 года в нем насчитывается 369 получателей социальных услуг.

  В Вологодском психоневрологическом интернате №1 активно реализуются традиционные (социальное обслуживание, социальная реабилитация, социальная адаптация, социальное консультирование) и инновационные технологии (различные виды терапий и стационарозамещающие технологии) социального обслуживания граждан, имеющих психические заболевания. Процесс проектирования осуществляется с учетом специфики учреждения (специфичность задач, ориентация на интересы, ресурсы, психофизиологическое состояние получателей социальных услуг, учитывается временной регламент, содержание и объем предоставляемых услуг, способы и методы реализации проектов и технологий).

    Инновации в социальной работе представляют собой внедренное новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности социальных процессов. Инновационные стационарозамещающие технологии социальной работы с ментальными инвалидами – комплекс мер, направленных на социальное обслуживание, социальную поддержку ментальных инвалидов без помещения их в стационарные организации социального обслуживания. Такие технологии мобилизуют способности получателей социальных услуг проявлять активность, стремиться быть субъектами социального взаимодействия.

   В Учреждении реализуются две инновационные стационарозамещающие технологии: «Организация деятельности группы сопровождаемой занятости с дневным пребыванием в условиях психоневрологического интерната» и «Социальная реабилитация инвалидов в квартирах внешнего проживания». Названные технологии утверждены решением экспертного совета по экспериментальной и инновационной деятельности Департамента социальной защиты населения Вологодской области и включены в областной Банк социальных практик (технологий, программ, проектов) Департамента социальной защиты населения Вологодской области.

 Стационарозамещающая технология «Организация деятельности группы сопровождаемой занятости с дневным пребыванием в условиях психоневрологического интерната» применяется в работе с инвалидами в возрасте 20-23 лет, имеющими ментальные нарушения и проживающими г. Вологде, не являющимися получателями социальных услуг Учреждения. Цель данной технологии - максимально возможная адаптация людей с ментальной инвалидностью к условиям самостоятельной жизни вне дома, расширение круга общения, получение новых социокультурных представлений, практических коммуникативных и социальных навыков.

     Задачи технологии:

1.Формирование коммуникативных и социальных (досуговых, трудовых) навыков в практической, индивидуальной и коллективной деятельности.

2.Расширение кругозора, социально-нравственных представлений об окружающем мире.

3.Содействие формированию внимательного отношения к себе и людям.

Технология реализуется посредством следующих этапов: 

1.Формирование запроса на услуги, предоставляемые организацией социального обслуживания (по запросу общества инвалидов).

2.Формирование группы инвалидов с ментальными нарушениями для реализации технологии.

3.Разработка программы работы группы в психоневрологическом интернате, подготовка оборудования для проведения занятий.

4.Составление графика работы специалистов Учреждения.

5.Проведение социально - психологических, социально - педагогических, социально - трудовых, социокультурных, досуговых, спортивных мероприятий.

6.Ведение журнала учета занятий молодых инвалидов.

7.Проведение итоговых праздничных мероприятий 1-2 раза в год для демонстрации результатов занятий.

     В интернате данная технология реализуется с июня 2017 года. Предшественником технологии был проект «Мир встреч». Занятия с ментальными инвалидами проходят по расписанию (еженедельно) на базе Учреждения. Сформирована постоянная группа от 5 до 11 человек, в деятельность которой активно вовлекаются родители. Временной регламент 1 занятия 30 – 40 минут. За 1 встречу проводится 2-3 занятия.

   Организация деятельности группы сопровождаемой занятости с дневным пребыванием в условиях психоневрологического интерната предусматривает оказание следующих услуг: социально–психологические (рекомендуется 1 раз в 2 недели) – проведение психологических мастерских, бесед. Социально–педагогические услуги (рекомендуется 1 раз в 2 недели) – занятия по программам социальных терапий. Социокультурные, досуговые мероприятия (рекомендуется 1 раз в неделю) – проведение трудовой терапии, музыкальных занятий, занятия библиотерапией, просмотр кинофильмов. Социально–медицинские услуги (рекомендуются 1 раз в 2 недели) – занятия адаптивной физической культурой. Для участия в реализации данной технологии молодым инвалидам необходимо получить рекомендации лечащего врача – участие возможно при отсутствии противопоказаний.

    Организация подготовки и реализация занятий предполагает занятость специалистов до 4 часов в неделю. В реализации технологии задействованы специалисты: психолог (психологические мастерские, беседы), культорганизатор (проведение музыкальных занятий, просмотр кинофильмов), библиотекарь (библиотерапия, занятия по социальному ориентированию), специалист по социальной работе (занятия по программам терапий), мастер производственного обучения (занятия творческих мастерских), инструктор по адаптивной физической культуре (занятия по адаптивной физической культуре). При проведении занятий рекомендуется использовать видиоаппаратуру, музыкальный центр, спортивный инвентарь, материалы для творчества.

     Результаты применения технологии оцениваются исходя из сохранения мотивации молодых инвалидов, отзывов молодых инвалидов, отзывов родителей, заинтересованных в повышении жизненной позитивной активности молодых людей. Общие критерии оценки технологии: наличие сформированных коммуникативных и социальных навыков; расширение кругозора, социально-нравственных представлений об окружающем мире; отсутствие жалоб молодых инвалидов. Специфика реализации технологии: учет окружения молодых инвалидов – создание комнаты отдыха, где получатели социальных услуг могут в определенный период времени (в рамках занятия) восстановить эмоциональное равновесие; учет интересов и возможностей молодых инвалидов при проведении занятий.

  Данная технология необходима для создания эффективного продуктивного досуга, максимальной адаптации, расширения круга общения, получения новых социокультурных представлений, практических коммуникативных и социальных навыков, проявления разносторонних интересов ментальных инвалидов г. Вологды.

     Технология «Социальная реабилитация инвалидов в квартирах внешнего проживания» реализуется с гражданами молодого возраста от 18 до 35 лет, являющимися получателями социальных услуг, не относящимся к маломобильным группам. Технология направлена на подготовку получателей социальных услуг к самостоятельной, сопровождаемой в квартирах жизни, формирование социального статуса в обществе. В Учреждении есть две реабилитационные квартиры, в которых проводятся занятия.

   Основные задачи: формирование и закрепление социально – бытовых навыков и навыков самообслуживания в практической, индивидуальной и коллективной деятельности; расширение круга социально–нравственных представлений об окружающем мире; обучение бережливости, аккуратности в процессе действий с предметами домашнего обихода, предметами гигиены, накопление опыта самостоятельных действий в бытовых процессах, организации досуга и труда.

     Реализация технологии начинается с отбора участников созданной в учреждении комиссией по отбору участников реализации технологии. В состав комиссии вошли: заместитель директора, заместитель директора по медицинской части, психиатр, заведующие отделениями милосердий, специалисты по социальной работе, психолог. Данная комиссия решает вопросы отбора участников реализации технологии – получателей социальных услуг, выполнения ими задач в соответствии с этапом реализации технологии, перевода участников с одного этапа на другой, определение времени предоставления услуг, результативность технологии.

Этапы реализации:

1.Формирование первоначальных представлений о самостоятельной жизни в квартире, качеств личности, необходимых для самостоятельной жизни, на отделении учреждения.

2.Формирование представлений о самостоятельной жизни в квартире, формирование теоретических социально-бытовых представлений и практических социально-бытовых умений и навыков, социально-нравственных представлений, качеств личности, необходимых для самостоятельной жизни, в учреждении.

3.Формирование теоретических социально-бытовых представлений и практических социально-бытовых умений и навыков, социально-нравственных представлений, качеств личности, необходимых для самостоятельной жизни, на занятиях в квартирах внешнего проживания. Предусмотрено поэтапное увеличение продолжительности проведения занятий (от 60 минут) в зависимости от поставленных задач.

4.Этап самостоятельного проживания (до 1 года) в квартирах внешнего проживания в соответствие с режимом отделения учреждения.

Социальная реабилитация инвалидов в квартирах внешнего проживания предусматривает оказание следующих услуг:

1.Социально-медицинские услуги (рекомендуется ежедневно):

-организация консультирования по медицинским вопросам;

-санитарно-просветительская работа по вопросам возрастной адаптации, ведения здорового образа жизни, организации правильного питания (с привлечением специалистов);

-оказание помощи в проведении гигиенических процедур.

2.Социально-психологические услуги (рекомендуется по запросу):

-консультирование, беседы.

3.Социокультурные, досуговые мероприятия (рекомендуется по выбору ежедневно):

-трудовая терапия, музыкальные занятия, занятия библиотерапией, занятия адаптивной физкультурой, занятия творчеством, просмотр кинофильмов, участие в экскурсиях и других мероприятиях.

4.Социально-бытовые (рекомендуется по выбору ежедневно):

-содействие в приобретении за счет средств получателя социальных услуг продуктов питания;

-содействие в приобретении за счет средств получателя социальных услуг промышленных товаров первой необходимости;

-содействие в сдаче за счет средств получателя социальных услуг его вещей в ремонт, получении и доставке их получателю социальных услуг;

-содействие в приобретении товаров и услуг в организациях торговли, связи и других организациях, оказывающих услуги населению;

-оказание помощи в написании и прочтении писем;

-содействие в приобретении за счет средств получателя социальных услуг журналов, газет.

   Максимальная продолжительность предоставления услуг по технологии «Социальная реабилитация инвалидов в квартирах внешнего проживания» составляет до 1 года. Возможно увеличение или уменьшение срока предоставления услуг в рамках технологии в зависимости от нуждаемости, с учетом рекомендаций комиссии Учреждения по отбору участников.

    Все услуги для получателей социальных услуг в стационарной форме предоставляются бесплатно. Требования к условиям реализации: отбор получателей социальных услуг, кадровое обеспечение, наличие квартиры Учреждения для реализации технологии. Требования к получателям социальных услуг: личное заявление получателя социальных услуг, медицинское заключение, заключение психолога. Кадровое обеспечение: специалист по социальной работе, культорганизатор, библиотекарь, инструктор по труду, психолог, врач, медицинская сестра. В реализации технологии возможно привлечение волонтеров.

    Наличие условий для реализации технологии в учреждении и квартире: в учреждении: наличие бытовых комнат, комнат гигиены, жилых комнат с мебелью и необходимой для формирования бытовых навыков техники; в квартире: наличие кухни, гигиенических комнат, жилой комнаты (комнат), мебели, оборудования, кухонной посуды, мягкого инвентаря.

    Рекомендуется использовать для реализации данной технологии реабилитационные квартиры, оборудованные необходимой для организации социальной реабилитации мебелью, бытовой техникой, служебным телефоном.

    В 2017 – 2018 годах планируется обеспечить охват технологией получателей социальных услуг в соответствии с рекомендациями комиссии учреждения по отбору участников – 6 человек.

    Комплекс методических приемов по реализации технологии включает показ, разъяснение, беседу, экскурсии, тренинг, трудотерапию, наблюдение, эксперимент. При необходимости можно использовать другие приемы.

       Работа на квартире внешнего проживания проводится по 3 направлениям:

-самообслуживание;

-ведение домашнего хозяйства;

-социальное взаимодействие.

     На занятиях в квартире получатели социальных услуг получают знания об окружающем мире, жизнедеятельности человека через моделирование различных жизненных ситуаций, решение задач социального взаимодействия, отрабатывают бытовые навыки, учатся правильно и с пользой организовывать свой досуг. В квартире внешнего проживания получатели социальных услуг учатся:

-готовить бутерброды, салаты, резать и чистить овощи, фрукты, пользоваться кухонной, столовой и чайной посудой, готовить и правильно хранить продукты и др.

-правильно использовать хозяйственно-бытовые и электрические приборы для приготовления пищи (миксер, электрический чайник, газовая плита, духовка, микроволновая печь, соковыжималка, мясорубка, кухонный комбайнер, мультиварка, холодильник, стиральная машина, телевизор, пылесос);

-правилам личной гигиены (ухаживать за своим телом, руками, ногами, полостью рта, пользоваться косметическими средствами);

-выполнять мелкий ремонт одежды, ручную и машинную стирку, следить за внешним видом, подбирать одежду по назначению;

-убирать постель, протирать пыль, ухаживать за комнатными растениями;

-мыть посуду, чистить ковер пылесосом, чистить раковины, сортировать белье по полкам в шкафу, создавать уют в квартире;

-правильно и с пользой организовывать свой досуг;

-оплачивать счета за коммунальные и другие услуги.

    Технология социальной интеграции помогает получателям социальных услуг приобретать жизненно важные навыки общения, социальный опыт в различных жизненных ситуациях, умение строить свои отношения друг с другом и окружающими людьми.

       Ожидаемые результаты:

1.У получателей социальных услуг выработаны и закреплены навыки к самостоятельному, независимому проживанию, умению пользоваться вспомогательными средствами реабилитации и доступной общественно-полезной деятельности.

2.Получатели социальных услуг имеют конкретные бытовые навыки, умеют готовить, правильно используются хозяйственно-бытовыми и электрическими приборами, применяют правила личной гигиены, выполняют мелкий ремонт одежды, ручную и машинную стирку, учатся следить за внешним видом, подбирать одежду по сезону, убирать постель, протирать пыль, ухаживать за комнатными растениями.

3.Сформированы умения специалистов в организации новых форм проведения мероприятий для получателей социальных услуг психоневрологического интерната.

     Подготовить клиента к самостоятельной, независимой от помощи окружающих жизни — одна из задач учреждения. Одним из путей решения задачи является организация работы групп кратковременного дневного пребывания на базе реабилитационных квартир внешнего проживания. Квартира внешнего проживания — это новый и эффективный метод социальной реабилитации, включающий в себя инновационную образовательную и воспитательную систему, направленную на подготовку получателей социальных услуг к самостоятельной независимой жизни в социуме с учетом состояния здоровья, возраста, личностных интересов.

     Анализ опыта позволил определить необходимые условия проектирования инновационных технологий:

-создание модели технологии социального обслуживания в определенных условиях (нормативное правовое, кадровое и ресурсное обеспечение, психофизиологическое состояние получателей социальных услуг, традиции учреждения);

-выявление основных направлений воплощения технологии социального обслуживания, на которые должны быть сосредоточены основные усилия сотрудников;

-включение специалистов, получателей социальных услуг, родителей (законных представителей) в процесс моделирования технологии, позволяющее интегрировать их представления о реализации технологии и объединить их действия в последующей преобразующей деятельности;

-определение инициативной группы, направляющей и координирующей работу всех участников процесса проектирования и воплощения его результатов в реальную действительность;

-наличие методического обеспечения проектирования и реализации, способствующего целенаправленному и эффективному протеканию инновационных процессов;

-сопряженность процессов проектирования и построения социального обслуживания.

 

Литература:

1. Курбатов В. И, Курбатова О. В. Социальное проектирование: учебное пособие. - Ростов на Дону: «Феникс», 2001. – 416 с.

2. Леньков Р.В. Социальное прогнозирование и проектирование: учебное пособие. М.: ФОРУМ, 2012. – 184 с.